(Чистяков Иван Борисович; 25.09.1794, с. Воскресенск Жиздринского у. Калужской губ.- 2.02.1861, г. Белгород Курской губ.), архиеп. Курский и Белгородский. Род. в семье свящ. Бориса Бессонова. По окончании Калужской ДС в 1816 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1820 г. со степенью магистра. 18 сент. того же года был определен инспектором и профессором церковной истории Костромской ДС. До отъезда в Кострому 18 дек. 1820 г. был пострижен в монашество, 1 янв. 1821 г. рукоположен во диакона, 2 янв.- во иерея. С 5 сент. 1822 г. инспектор МДС, профессор философии. 22 авг. 1823 г. И. был причислен к соборным иеромонахам Донской иконы Божией Матери московского монастыря и определен ректором Рязанской ДС. Преподавал догматическое и нравственное богословие. Дал рекомендацию на поступление в МДА И. И. Кобыльскому (буд. архиеп. Воронежский Иосиф (Богословский)), изменив его фамилию. 4 мая 1824 г. возведен в сан игумена, назначен настоятелем Иоанна Богослова ап. монастыря Рязанской губ., в 1825 г.- благочинным мон-рей, 6 июля 1825 г. возведен в сан архимандрита, 22 июля того же года возглавил рязанский во имя Святой Троицы монастырь. За время управления мон-рем в число его братии поступили 5 лучших воспитанников Рязанской ДС. С 12 дек. 1827 г. ректор Новгородской ДС, с 1828 г. настоятель Антония Римлянина монастыря.
19 февр. 1832 г. И. был избран и 13 марта в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом (Глаголевским) в сослужении митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) хиротонисан во епископа Курского и Белгородского, 8 мая того же года прибыл на кафедру, 24 марта 1844 г. возведен в сан архиепископа.
До увольнения на покой И. без перемещений ок. 30 лет возглавлял только Курскую и Белгородскую епархию, что представляет собой уникальное явление в истории РПЦ синодального периода. Начало его служения на Курской кафедре омрачилось «неприятной» историей. При посещении Белгорода в сент. 1832 г. имп. Николай I обнаружил на внутренней стене кафедрального Троицкого собора свое изображение в позолоченной раме, а рядом портреты др. императоров. В записке, направленной вскоре обер-прокурору Святейшего Синода кн. П. С. Мещерскому, Николай I сообщал, что, «к неудовольству и стыду увидев» свой портрет в храме, повелел его снять, а И. «за сие сделать строжайший выговор, с объявлением по всем епархиям». В рапорте от 20 окт. того же года И. написал, что портреты в соборе помещены при его предшественниках, а он «по недавнему поступлению в епархию, опасаясь подать народу, привыкшему издавна видеть изображения каждого благополучно царствующего монарха на боковой стене, повод к разным толкам... удержался от снятия портретов». Синод ходатайствовал перед имп. Николаем I о снятии с И. строжайшего выговора, и вскоре царь отменил взыскания с «только что вступившего на паству епископа» архиерея (Кобец. 2006. С. 137-138).
При И. указом Синода от 8 июля 1833 г. был осуществлен перевод архиерейского дома и духовной консистории из уездного Белгорода в губ. Курск, в помещения курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря. Одновременно братия последнего переводилась в Белгород, в бывш. архиерейский дом, при котором И. учредил второклассный Свято-Троицкий мужской мон-рь. Сергиево-Казанский собор (1752-1778) в Курске стал кафедральным. В 1851 г. в Курске в перестроенном здании архиерейского дома была освящена ц. во имя Трех святителей. Проявляя заботу об остававшейся в Белгороде Курской ДС, И. настоял на увеличении ее штатного содержания и числа казеннокоштных воспитанников. Считал необходимым перевести семинарию в Курск, но осуществить это намерение по различным причинам не смог (переведена только в 80-е гг. XIX в.). Ближайшим помощником И. был (1837-1843) ректор семинарии архим. Варлаам (Успенский; впоследствии архиепископ Тобольский). И. особо покровительствовал обучавшемуся в семинарии М. П. Булгакову (будущий митрополит Московский Макарий). Архиерей оказывал ему материальную поддержку, приглашал погостить в свой дом на время каникул, а в 1837 г., по окончании учения, направил его в КДА.
В 1836 г. И. поддержал инициативу курского губернатора М. Н. Муравьёва по сбору сведений о церковных древностях епархии. В результате были обнаружены царские грамоты, записи по истории курских монастырей и святынь, найдены реликвии XVII-XVIII вв. (кресты, панагии и проч.). По поручению И. преподавателем Курской ДС прот. М. В. Архангельским в 1853-1856 гг. было составлено «Церковно-историческое и статистическое описание Курской епархии» (не опубл., рукопись утрачена), собирались и публиковались материалы по истории Глинской и Софрониевой пустыней. Распоряжением И. чудотворный Кошарский крест, по преданию вывезенный с Афона и к 1832 г. хранившийся в каменной часовне с. Архангельского Белгородского у., был перенесен в белгородский Николаевский мон-рь (см. подробнее: Амфитеатров П., свящ. Явленный и чудотворный Крест Крестовоздвиженской ц. с. Архангельскаго, Кашары тож, Белгородскаго у. Курской губ. Белгород, 1901). Ныне крест хранится в Крестовоздвиженском храме Белгорода.
И. был почетным членом конференции КазДА (с 1844), членом секретной комиссии по делам о раскольниках и об отступниках от Православия (с 1847). Вел активную миссионерскую работу среди униат. священнослужителей, сосланных в Курск из Западного края в 1839 г., содействовал им в принятии Православия. При поддержке курского губернатора Муравьёва добился в 1837 г. массового перехода рыльских старообрядцев (ок. 350 чел.) во главе с городским головой купцом Шелиховым в единоверие и преобразования старообрядческой часовни (1826) в саду Шелихова в единоверческую ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы.
В 1846-1848 гг., во время эпидемии холеры, по благословению И. были проведены крестные ходы с Курской Коренной и др. чтимыми иконами епархии. Особо отличившийся в «холерном усмирении» прот. Иоанн Истомин был награжден орденом св. Анны 3-й степени. Во время Крымской войны (1853-1856) И. благословил курское ополчение иконой Божией Матери «Знамение», хранившейся в Знаменском соборе (1826) одноименного мон-ря. После войны знамена дружин курского ополчения были принесены в Сергиево-Казанский собор.
При И. в епархии было построено множество церквей (ок. 100 из них только на территории совр. Белгородской обл.), в т. ч. Михаило-Архангельский (1844) в Белгороде, в честь иконы Божией Матери «Новодворская» (1836) в курском во имя Св. Троицы монастыре, Глинской пуст. В 1845 г. И. стал настоятелем Троицкой обители, хотя, переехав в кафедральный город, в Белгороде бывал редко, фактически обителью управляли наместники. Учредил больницы при всех жен. мон-рях Курской епархии, жертвовал для этого собственные средства. По инициативе И. в 1859 г. в г. Грайворон была поставлена часовня в память свт. Белгородского Иоасафа (Горленко). При И. архиерейский хор, состоявший из воспитанников духовных училищ и семинарии, выступал в кафедральном и др. соборах С.-Петербурга.
С особым уважением И. относился к подвижникам Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Сохранилось донесение И. в Синод о том, что в Глинскую пуст. «принимаются люди только твердые в обете и нравственности; посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни» (РГИА. Ф. 796. Оп. 122. Д. 825). С особенным доверием относился к прп. Феодоту (Левченко), при посещении пустыни подолгу беседовал с ним. Согласно Житию Феодота, старец-простец «платил сему святителю взаимною любовию, лавливал для него рыбу и приносил ему в подарок». Др. глинский подвижник - иером. Арсений (Митрофанов) по благословению И. возобновил Святогорскую пуст. в Харьковской губ. (см. Святогорский Зимненский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь). И. поддерживал дружеские отношения со мн. подвижниками своего времени: переписывался с архиеп. Херсонским Иннокентием (Борисовым) и архим. прп. Макарием (Глухарёвым), еп. Чебоксарским Никодимом (Казанцевым), в 40-х гг. XIX в. общался со старцами Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, архим. прп. Антонием (Медведевым) и др. Возглавил заупокойную литургию и погребение 4 марта 1840 г. архиеп. Харьковского свт. Мелетия (Леонтовича) в архиерейской усыпальнице харьковского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря. Как присутствующий в Синоде в 1847 г. оказал помощь архим. св. Игнатию (Брянчанинову), когда тот после тяжелой болезни подал прошение об увольнении на покой в Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь (см.: Игнатий (Брянчанинов). 2005. С. 11-17). Впосл., направляясь к месту своего нового служения - на Кавказскую кафедру, 13 дек. 1857 г. свт. Игнатий остановился в Курске, общался с И., а 15 дек. архиереи вместе служили литургию в соборе. И. активно занимался проповедничеством, опубликовал ряд поучений. Лучшие из них «писаны слогом легким и живым и часто с силою в мыслях» (Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 2. С. 492). Считается, что именно И. (как «не бедного ума человек» и «человек обращения приятного и тонкого») упоминается в беседе героев романа Н. С. Лескова «Соборяне» (Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. М., 1989. Т. 1. С. 212).
Награжден орденами св. Анны, св. Владимира 2-й степени, св. Александра Невского. 5 нояб. 1860 г. по прошению уволен на покой в белгородский Троицкий мон-рь, в к-ром скончался. Погребен в сев. части монастырского Троицкого собора, рядом с захоронением Курского архиеп. Феоктиста (Мочульского). В кон. 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила И. утрачена. Старожилы вспоминают, что, когда в 50-х гг. XX в. на территории обители рыли фундаменты для жилых домов, вместе с землей в машины грузили и человеческие кости.